город Киров (Кировская область)
Достопримечательности Кирова
Киров (Вятка - Хлынов - Вятка) — город в России, административный центр Кировской области.
Население 464,6 тыс. жителей (2008).
Город расположен на рекe Bяткa, в 896 км от Москвы.
Названия города
Происхождение названий
Хлынов
Существуют несколько версий происхождения названия Хлынов. Первая основывается на крике птиц хлы-хлы, живших в районе образования города:
![]() |
...Пролетает коршун и кричит: "Кылно-кылно". Вот сам господь и указал, как назвать город: Кылнов...[3] | ![]() |
Согластно второй, городу дали имя речки Хлыновицы, впадающей поблизости в Вятку, которая в свою очерень была так названа после прорыва на небольшой плотине:
![]() |
...вода хлынула через неё, и речушке дали имя Хлыновица...[4] | ![]() |
Третья теория связывает название со словом хлын (ушкуйник, речной разбойник[5]), хотя большинство экспертов приписывают этому слову более позднее появление.
Видеосъемка в Кирове
Вятка
Как и в случае с Хлыновым, точное происхождение слова Вятка
неизвестно.
Одни эксперты склонны считать, что оно произошло от названия удмуртского племени Ватка, жившего на этих территориях[6], которое восходит к удмуртскому вад (выдра, бобёр).
По другой версии, оно связано с народом вяда[7], который имел тесные взаимоотношения с удмуртами.
Некоторые историки соотносят слово Вятка с племенами вятичей, живших на берегах Оки. В последствии, слово вятич утвердилось как этнохороним к жителям Вятского края.
Кроме того, существует версия, в корне отличная от всех предыдущих. Слово Вятка связывают не с названиями коренных племён, а с лингвистическими законами. Ряд учёных связывают Ват или Вят- (мокрый, влажный) с чисто славянской, унаследованной от праславянского языка, основой. Другие выводят его до балтского Venta (Vent — больше)[8].
Фотосъемка в Кирове
Киров
Название Киров город получил после смерти в 1934 году уроженца города Уржума Вятского края Сергея Мироновича Кострикова (Кирова). Самое интересное, что за свою жизнь Киров не разу не был в Вятке. В 1934 г. желание назвать город именем своего земляка изъявляли жители города Уржума - родины Кирова. Но тогдашнее руководство Вятки проявило настойчивость и присвоило название Киров себе. За основу своего псевдонима он взял имя болгарского хана Кира, найденного им в календаре. В свою очередь, имя Кир восходит к древнегреческому имени Кирос (господин, владыка)[9].
История переименований
Хронология переименований города крайне сложна и неоднозначна, и всё потому, что сохранилось мало исторических документов, подтверждающих сам факт переименований.
Обычно, когда говорят о старых названиях Кирова, используют упрощёную цепочку преобразований Хлынов — Вятка — Киров, и действительно, при основании в 1181 году город был наречён Хлыновом.
Начиная с 1374 года (первое упоминание о Вятке) слово Хлынов не встречается ни в одном официальном документе или летописи, напротив, Вятка встречалась на картах той поры, и даже входила в «Список всех русских городов дальних и ближних»[10], где была в разделе так называемых «залесских» городов после Нижнего Новгорода и Курмыша.
В 1455 году в Вятке для оборонительных целей строят деревянный кремль с земляным валом, которому не смогли придумать лучшее название, чем дать имя протекающей неподалёку речки Хлыновицы. В последствии, название Хлынов распространилось на посадскую часть города, а с 1457 года и весь город стали именовать Хлыновом.
В 1780 году высочайшим указом императрицы всероссийской Екатерины II городу было возвращено имя Вятка, а Вятская провинция была преобразована в Вятское наместничество, и перешла из состава Сибирской губернии в состав Казанской.
5 декабря 1934 года указом ЦИК Союза ССР Вятке присвоено имя выдающегося политического деятеля и революционера Сергея Мироновича Кирова.
12 декабря 1993 года, вместе с референдумом по принятию в России новой Конституции, в Кирове был проведён плебисцит о возвращению городу названия Вятка. Глава администрации В. А. Десятников, возглавлявший область с 1987 г., как и большинство народных депутатов, были за название Киров. На единственном государственном телеканале не было дебатов по этому поводу. В результате большинством голосов, решение о переименовании было отклонено.
Сейчас в городе действует общественное движение «Наша Вятка», объединившее вятскую интеллигенцию и предпринимателей, ратующее за возвращение городу исторического названия.[11] Его главной целью является организация повторного плебисцита по данному вопросу.
20 февраля 2008 года одним из лидеров общественного движения "За возвращение городу Кирову имени Вятка", объединившего членов Вятского отделения Российского гуманистического общества, Александром Шутовым в городскую Думу было внесён проект переименования города, в данное время, этот вопрос прорабатывается в администрации города.[12]
История
Первые поселения на территории нынешнего Кирова были образованы предположительно 2,5 тысячи лет назад. К VII веку здесь сформировались первые народности племён удмуртов, марийцев и коми. Основные поселения располагаются по берегам рек Чепцы, Моломы и Вятки.
Основание города. XII—XV века
Город Хлынов был основан предположительно в 1181 году первыми русскими переселенцами, заселявшими Вятский край. Первое подтверждённое упоминание о городе датируется 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников (речных разбойников) на главный город Волжской Болгарии - Булгар.
![]() |
В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и грабиша Вятку и шедше взяша Болгары | ![]() |
С 1378 года в составе Суздальско-Нижегородского княжества. В 1391 году становиться основной резиденцией суздальских князей Василия Дмитриевича и Семёна Кирдяпы, изгнанных из Суздальско-Нижегородского княжества после завоевания его Москвой. После смерти князей в 1401 году переходит к галицкому князю Юрию Дмитриевичу. Отряды вятчан участвуют в походах против Золотой Орды (1392, 1409 года) и в войне московского князя Василия I с Новгородом (1417—1418 года).
В 1432—1453 годах участвует в войне между галицкими и московскими князьями. После поражения галицкой группировки, переходит под контроль местных бояр и купцов. В 1455—1457 годах в городе строят деревянный кремль, названный Хлыновым. После двух военных походов московского войска против Хлынова в 1457 и 1459 годах, формально переходит к Москве, но с сохранением местного самоуправления. Участвует в военных походах Московского княжества против Новгорода и Казани.
В начале 80-ых годов власть в городе переходит к сепаратистам. Хлыновские войска совершают походы против земель, находящихся под властью московского княжества. После 2 неудачных попыток, московскому войску удаётся захватить город в 1489 году. Вятская земля окончательно включена в состав Московского государства.
Московское государство
В 1551—1552 году вятские войска приняли участие в генеральном походе русских войск против казанских татар. В 1554 и 1556 годах участвовали в походах против Астраханского ханства. В результате этих походов, Хлынову были возвращены исконно вятские земли, захваченные ранее Золотой Ордой.
2 июня 1580 года Хлынов получил от Ивана Грозного грамоту на построение в городе монастыря, названного в честь игумена-основателя Трифоновым. В 1607 году в Хлынове организована первая в Вятском крае ярмарка, получившая название Семёновской, приуроченная к 1 сентября. В 1658 году основана Вятская и Великопермская епархия с центром в городе Хлынове. В 1689 году построен Успенский собор Трифоного монастыря - первое каменное здание на Вятке.
В 1694 году хлыновский купец Спиридон Лянгузов провёл первый торговый караван из Москвы в Китай после заключения российско-китайского договора, разрешившего взаимную торговлю.
В 1710 году при первом делении России на губернии Хлынов вместе с Вятской землёй был включён в состав Сибирской губернии, а южные земли Вятки были включены в состав Казанской губернии. В 1719 году губернии были разделены на провинции, Вятская земля была преобразована в самостоятельную провинцию.
1722—23 годах на Вятке была проведена первая подушная перепись, в Хлынове числилось 2276 душ[13].
Российская империя
В 1727 году Вятская провинция перешла из состава Сибирской губернии в состав Казанской. В этом же году, в Хлынове открылась первая в городе начальная школа при архиерейском доме, в 1733 году она была преобразована в славяно-латинскую школу, а в 1758 году на её базе создано первое на Вятке среднее учебное заведение - Вятская духовная семинария.
С 1744 года на Вятке начинает развиваться и укрепляется почтовая служба, связь была налажена с Москвой, Казанью и Сибирью. В 1783 году в Вятке для руководства почтовыми делами было завершено строительство здания почтамта.
18 (29) декабря 1780 года указом императрицы Екатерины II образовано Вятское наместничество, вскоре преобразованное в Вятскую губернию. Городу Хлынову возвращено название Вятка.
28 мая (10 июня) 1781 года учреждён герб города Вятки, составленный петербургским геральдмейстером Волковым.
В 1785 году начата работа по учреждению городской Думы в Вятке. Первый созыв органа городского самоуправления - Вятской городской Думы, состоялся 26 августа (6 сентября) 1793 года.
22 сентября (3 октября) 1786 года было открыто первое гражданское учебное заведение, на базе которого 21 ноября (3 декабря) 1811 года создана Вятская мужская гимназия.
15 (26) апреля 1797 года основано старейшее промышленное предприятие города - Губернская (ныне, Областная) типография. В 1799 году была открыта первая частная аптека в Вятке. С 15 (27) декабря 1809 года начала работать казённая городская аптека.
В 1802 году при доме инвалидов основана первая больница на 10 коек. В июне 1811 года в городе была открыта первая губернская больница на 60 коек. Первая городская больница была открыта в 1823 году.
8 (20) июня 1806 года начато строительство плавучего моста через реку Вятку, который должен был связать город со слободой Дымково.
В 1818 году в Вятке открылось духовное училище. 8 (20) сентября 1820 года создано училище для детей канцелярских служащих.
2 (14) мая 1835 года в городе основан один из первых в России Вятский губернский статистический комитет, занимавшийся изучением материалов об истории и культуре края. 30 августа (11 сентября) этого же года в Вятке открыт Александровский сад, основные элементы архитектуры которого выполнены по проекту художника и архитектора Александра Витберга.
18 (30) мая 1837 года в Вятке состоялось открытие выставки естественных и искусственных произведений Вятской губернии, в организации которой принял участие А.И.Герцен. 6 (18) декабря при непосредственном участии Герцена в городе открыта первая публичная библиотека для чтения (ныне Областная научная библиотека имени А.И.Герцена). 1 (13) января 1838 года в Вятке начала издаваться первая газета края "Вятские губернские ведомости".
30 августа (11 сентября) 1839 года прошла торжественная церемония закладки Александро-Невского собора в городе по проекту архитектора А.Л. Витберга.
7 (19) июля 1857 года в городе был открыт первый детский приют. 2 (14) июля 1870 года открылся дом презрения детей бедных граждан.
11 (23) октября 1859 года в городе открылось женское училище 1 разряда — Вятская женская гимназия.
11 (23) марта в Вятке учителем Лиховым была открыта первая фотография. 2 (14) мая на реке Вятка появился первый пароход «Вятка». Регулярное судоходное движение на Вятке началось в 1874 году.
1 (13) ноября 1862 года в городе открылся первый общественный банк Фёдора Веретенникова. 9 (21) декабря была открыта телеграфная станция.
В 1865 году в Вятке основан Кожзавод. В 1873 году — Овчинно-меховая фабрика. Оба предприятия были объединены в 1959 году в кожевенно-меховой комбинат.
22 января (3 февраля) 1866 года в городе открыт краеведческий музей, один из старейших в России.
1 (13) февраля 1868 года в Вятской губернской земской больнице открыто первое в губернии родильное отделение. 1 (13) сентября 1872 года в Вятке основано общество врачей, а 20 июля (1 августа) 1874 года открылся первый съезд врачей губернии.
8 (20) ноября того же года было основано земское училище сельскохозяйственных и технических знаний (с 1 (13) октября 1880 года — реальное училище). 1874 году в мастерских Вятского технического училища налажено производство пожарных машин, на их базе были созданы чугунолитейный и механический завод (ныне Кировский станкостроительный завод).
23 октября (4 ноября) 1877 года был открыт Вятский зрительный зал (ныне Кировский областной драматический театр имени С.М.Кирова).
9 (21) апреля 1894 года вышел первый номер «Вятской газеты» (первая в России "земская народная газета", созданная по доступной цене и содержанию для широких масс).
19 (31) августа 1895 года начались работы по сооружению пермско-котласской железнодорожной линии (первой на Вятке), 2 (14) ноября 1898 года по ней прошёл первый поезд, а 15 (28) октября 1906 года было открыто прямое железнодорожное сообщение между Вяткой и Санкт-Петербургом.
В 1896 году создана одна из первых в России Вятская земская сельско-хозяйственная опытная станция (ныне НИИ сельского хозяйства Северо-Востока им. Рудницкого.
14 (26) мая 1897 года в Вятке состоялся первый киносеанс. В 1908 году открываются первые кинотеатры «Иллюзион», «Прогресс», «Модерн», в 1910 — «Одеон», в 1913 — «Колизей». 1 апреля 1932 года показан первый звуковой фильм «Златые горы», первый цветной фильм «Соловей-соловушка» — 26 сентября 1936 года.
30 апреля (13 мая) 1900 года в Вятке была открыта бесплатная библиотека-читальня имени А.С. Пушкина (ныне, Центральная городская библиотека А.С. Пушкина).
14 (27) сентября 1902 года состоялось открытие городской телефонной сети. Частная телефонная сеть была создана ещё в 1894 году.
В 1906 году в городе появился первый автомобиль, принадлежавший Кузьме Лаптеву.
5 (18) декабря 1910 года открыт художественно-исторический музей (теперь Областной художественный музей имени Виктора и Апполинария Васнецовых).
20 июля (2 августа) 1911 года над городом появился первый самолёт (под управлением А. Васильева).
В 1912 году был заложен Ботанический сад.
1 (14) июля 1914 года основан Вятский учительский институт. В 1916 году основана городская библиотека, позже получившая имя Салтыкова-Щедрина.
[править] Советский период
Первые официальные телеграммы о свержении царизма пришли в Вятку 1 марта 1917 года. Съезд земских деятелей работающий в это время в городе отказался признать новую власть. В течение месяца в местных советах идет замена эсеров на большевиков. 1 декабря Вятский Совет полностью взял власть в городе в свои руки, а 21 декабря (3 января 1918 года) вышел в свет первый номер газеты «Вятская правда» (с 1934 года «Кировская правда»)
Во время Великой Отечественной войны за счёт эвакуации из Москвы и Ленинграда машиностроительных заводов была в основном сформирована промышленность Кирова (современные заводы им. Лепсе, «Маяк», «Авитек», «Сельмаш» и др.)
С 1942 по 1944 гг. в Киров из Ленинграда была переведена Военно-морская медицинская академия.
[править] География
[править] Административно-территориальное деление
[править] Население
Ниже приведена динамика населения Кирова за 1590—2007 годы:
Год | Население города (дворы/тыс.чел.) |
---|---|
1590 | 375 дв. |
1615 | 604 дв. |
1678 | 889+27 дв. |
1722 | 2.276 |
1796 | 3.300 |
1804 | 5.121 |
1897 | 25.000 |
1926 | 62.097 |
1939 | 143.558 |
1959 | 252.400 |
1979 | 389.500 |
1989 | 440.200 |
2002 | 503.043 |
2007 | 466.300 |
[править] Национальный состав
Место | Национальность | Численность | Процент |
---|---|---|---|
1 | Русские | 480 497 | 95,52 |
2 | Татары | 4455 | 0,886 |
3 | Украинцы | 3650 | 0,726 |
4 | Удмурты | 1660 | 0,329 |
5 | Азербайджанцы | 1396 | 0,28 |
6 | Марийцы | 1394 | 0,277 |
7 | Белорусы | 1029 | 0,2 |
8 | Армяне | 839 | 0,17 |
9 | Коми | 440 | 0,09 |
10 | Чуваши | 435 | 0,086 |
11 | Евреи | 397 | 0,08 |
12 | Немцы | 361 | 0,072 |
13 | Цыгане | 321 | 0,061 |
14 | Грузины | 283 | 0,06 |
15 | Молдаване | 249 | 0,049 |
- | Другие | 5668 | 1,15 |
[править] Достопримечательности
В Кирове имеются музеи, театры, цирк.
[править] Памятники
[править] Памятники природы
[править] Архитектура
[править] Планы застройки города
[править] Храмы Вятки
[править] Гражданские здания
[править] Современная застройка
[править] Культура и отдых
[править] Музеи
- Кировский областной краеведческий музей
- Кировский областной художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых
Вятский художественный музей, один из старейших музеев России, был основан в 1910 году местными художниками. Идея создания принадлежала уроженцам вятской земли Виктору и Аполлинарию Васнецовым. В основе коллекции — произведения, поступившие большей частью в 1910—1920-е годы из Государственного музейного фонда, частных коллекций и как дары — от меценатов и художников. Сегодня музей насчитывает свыше пятнадцати тысяч экспонатов и располагается в четырех зданиях в центре города.[14]
- Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики
- Вятская кунсткамера
- Диорама
- Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина
- Музей А.С. Грина
[править] Театры
- Кировский государственный театр кукол
- Кировский государственный театр юного зрителя «Театр на Спасской»
- Кировский драматический театр имени С. М. Кирова
[править] Библиотеки
- Кировская Ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена (сайт)
[править] Парки
- Александровский парк
- Парк им. С.М. Кирова
- Парк им. Ю.А. Гагарина
- Ботанический сад ВГГУ
- Детский парк "Аполло"
- Парк Победы
- Заречный парк
- Кочуровский парк
[править] Развлекательные комплексы
- Развлекательный центр "ЯРД"
- Развлекательный центр "НОВЫЙ МИР"
- Развлекательный центр "Глобус"
- Центр отдыха "ПОБЕДА"
- Клуб "АРБАТ"
- Клуб "ТОЧКА"
- Клуб "RED&BLACK"
- Клуб "ХХI ВЕК"
- Клуб "БарДак"
- Клуб "КОРОНА"
- Клуб "КВАРТАЛ"
- Билиардный клуб "Игруха"
- Билиардный клуб "Best"
- Ночной клуб "ГОРОД"
- Ночной клуб "ШТОРМ"
- Ночной клуб "АЛЫЕ ПАРУСА"
[править] Кинотеатры
- Дом кино
- Дружба
- Колизей
- Октябрь
- Смена
- РЦ "Глобус"
[править] Вятские промыслы
[править] Дымковская игрушка
[править] Резьба по капо-корню
[править] Спорт
[править] Образование и наука
[править] Научные учреждения
- НИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. Б. М. Житкова РАСХН
- НИИ переливания крови
- НИИ сельского хозяйства Северо-Востока им. Н. В. Рудницкого РАСХН
[править] Система здравоохранения
[править] Экономика
Сводная таблица экономического развития Вятки (Кирова) в 1924—1925 годах[15].
Отрасль производства |
Число предприятий |
Среднее кол-во рабочих за год |
Стоимость продукции (тыс. чер. руб. в год) |
---|---|---|---|
Кирпичная | 1 | 29 | 40 |
Пчеловодческие принадлежности |
3 | 156 | 208 |
Чугуно-литейная | 1 | 78 | 117 |
Лесопильная | 1 | 196 | 304 |
Мыловаренная | 1 | 54 | 288 |
Мукомольная | 1 | 52 | 1023 |
Дрожжевая | 1 | 37 | 271 |
Водочная | 1 | 27 | 337 |
Пивоваренная | 1 | 90 | 646 |
Пищевая | 9 | 175 | 747 |
Воскосвечная | 2 | 4 | 43 |
Кожевенная | 2 | 600 | 4669 |
Меховая | 1 | 249 | 1009 |
Льняная | 1 | 478 | 730 |
Кожевенно-обувная | 2 | 117 | 115 |
Швейная и прачечная | 2 | 82 | 101 |
Типография | 1 | 184 | 565 |
Мастерские учебных пособий |
1 | 146 | 307 |
Электростанции и водопроводы |
3 | 89 | 424 |
Железнодорожные мастерские |
3 | 1289 | 1323 |
Итого | 38 | 4032 | 13266 |
[править] Промышленность
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по Обрабатывающие производства за 2007 года 35,35 млрд. рублей,в том числе:
производство резиновых и пластмассовых изделий 7,87
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 7,64
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 4,83
производство транспортных средств и оборудования 3,62 млрд. рублей.
[править] Торговля
[править] Сфера услуг
[править] Транспорт
Развитие транспортной инфраструктуры(по проекту генплана)
Улично-дорожная сеть Развитие транспортной инфраструктуры является одной из первоочередных инженерно-технических и социальных задач развития города. Город нуждается в развитии единой системы, обеспечивающей взаимодействие и взаимодополняемость индивидуального и общественного транспорта (городского, пригородного и внешнего), системы, которая бы давала потребителю возможность альтернативного выбора видов транспортного обслуживания.
В основу развития улично-дорожной сети города положено решение принципиальных вопросов: - вынос транзитного транспорта с городских улиц; - создание дополнительных связей между районами города; - увеличение пропускной способности существующих улиц и дорог, реконструкция существующей улично-дорожной сети путем создания улиц-дублеров; - обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов.
Внешние транспортно-экономические связи города осуществляются железно-дорожным, автомобильным и авиационным транспортом. На территории города Кирова располагается крупный железнодорожный узел, ж/д магистрали Москва – Киров – Пермь и ж/д линии на Котлас. Общая протяженность железной дороги в пределах города – 60 км. Аэропорт расположен в 22 км юго-западнее города Кирова.
Одной из основных проблем развития транспортной инфраструктуры является интенсивная автомобилизация города. Для решения этой проблемы предусматривается увеличить плотность и протяженность улично-дорожной сети.
Значение магистралей | I очередь - 2010 г. | Расчётный срок 2020 г. |
---|---|---|
Магистральные улицы общегородского значения | 100 км | 110 км |
Магистральные улицы районного значения | 57 км | 72 км |
Жилые улицы | 60 км | 80 км |
Итого: | 217 км | 262 км |
На I очередь предусмотрено: – строительство 4 транспортных развязок в разных уровнях при строительстве объездной дороги, – строительство 2 путепроводов при пересечении ж/д ветки на Котлас с проектируемыми новыми дорогами. На расчетный срок предусмотрено: – строительство пяти путепроводов в местах пересечения магистральных улиц с ж/д путями, – предлагается пуск троллейбусной линии проспект Строителей – ул. Юровская, а также предусматривается перераспределить маршруты с Октябрьского проспекта на вновь проектируемые магистрали общегородского значения.
Быстрая автомобилизация вызывает необходимость существенной корректировки планировочной структуры города. Проблема организации транспортного движения должна быть решена комплексно. Она включает в себя и повышение пропускной способности существующих узлов, перекрестков, участков уличной сети (изменение циклов светофорного регулирования, мелкие реконструктивные мероприятия), и создание целостной системы новых транспортных развязок, развития улиц-дублеров. Частью решения проблемы разгрузки улиц от транзитных транспортных потоков является строительство с западной стороны города объездной автодороги, соединяющей северно-западное направление движения транзитного транспорта. Для сокращения интенсивности движения в центральном районе города при проезде из южной части в заречную предполагается строительство дополнительного моста через Вятку к югу от центра города. Наиболее благоприятной для продолжения с выходом на берег и устройством моста, соединяющего заречную часть города южным и юго-западным районами, является улица Милицейская.
Увеличение пропускной способности существующих улиц и городских дорог предусматривается путем: - расширения проезжих частей, - улучшения качества покрытия, - строительства подземных переходов; - создания пересечений улиц в разных уровнях.
Расширение проезжих частей улиц возможно только с использованием принципа закрепления их параметров в проектируемых (перспективных) красных линиях, с ограничением нового строительства за их пределами. Для сохранения и увеличения пропускной способности улиц и дорог проектирование и строительство новых объектов должно вестись с учетом исключения использования общественного пространства (территорий общего пользования) для целей объекта. В целях рационального использования земельного участка предлагается использовать для стоянок автотранспорта подземные (полуподземные) пространства. Этот подход принципиален в центральной части города, в районах сформировавшейся исторической застройки, на улицах общегородского значения – ул. Ленина, Октябрьском проспекте и пр. Разгрузку наиболее загруженных транспортом улиц города предлагается обеспечить путем создания улиц-дублеров, которые, забрав на себя часть транспортного потока, обеспечат разгрузку и более благоприятные заезды в территории городских кварталов. Так, планируется продолжить на север улицу Горького, которая сможет забрать часть потоков меридионального направления и позволит создать возможность безопасного въезда в кварталы между улицами Энгельса и Московской. Схожая ситуация и подобное решение – создание улиц-дублеров – будет использовано на территориях: ул. Азина, Мелькомбинатовский проезд, Троллейбусный переулок и пр.
Для обеспечения безопасности пешеходов и транспорта предполагается строительство подземных переходов в районах пересечения улиц наиболее неблагополучных в этом отношении. Строительство новых транспортных развязок проектируется в северной части города – в районе пересечения Октябрьского проспекта с поперечными улицами и со строительством дополнительной части улицы Лепсе.
[править] Железнодорожный
- Железнодорожный вокзал Московский («Киров—1»)
- Железнодорожный вокзал Котласский («Киров-Котласский»)
[править] Автомобильный
- Автовокзал "Киров"
[править] Водный
[править] Воздушный
- Аэропорт "Победилово" (22 км от города)
[править] Экология
[править] Информационные технологии
[править] Телевидение
[править] Радио
[править] Интернет
[править] Пресса
"Комсомольская правда" в Кирове" (в городе выходит с 1998 года, каждый день, кроме воскресенья)
[править] Известные люди на Вятке
[править] Градоначальники
[править] Уроженцы
- Васильев, Дмитрий Дмитриевич, русский националист.
- Гусев, Матвей Матвеевич, первый русский астрофизик.
- Драверт, Пётр Людовикович, поэт, писатель-фантаст, учёный.
- Келле, Владислав Жанович (учёный-философ)
- Кузнецов, Борис Аврамович, адвокат.
- Кузьмичёв, Алексей Викторович, крупный российский предприниматель. Председатель совета директоров и крупный акционер Альфа-Групп.
- Лиханов, Альберт Анатольевич, детский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда.
- Мартемьянов, Юрий Семёнович, лингвист.
- Окулов, Валерий Михайлович, гендиректор компаниии «Аэрофлот»
- Фармаковский, Борис Владимирович, археолог, профессор, член-корреспондент АН.
[править] Почетные граждане
[править] Ссыльные
- Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович, русский писатель.
- Герцен, Александр Иванович, русский писатель, публицист,философ, революционер.
[править] Города-побратимы
[править] Интересные факты
- Есть легенда, что Киров, подобно Риму и Москве, построен на 7 холмах[16].
- главная башня Московского Кремля, на которой установлены куранты —- Спасская башня, была названа в честь вятской иконы Спаса Нерукотворного, доставленной из Хлынова в Москву крестным ходом в 1647 году[17].
[править] Галерея
Главный вход в Александровский сад |
[править] Примечания
- ? http://www.admkirov.ru/STAT/s_1.shtml
- ? http://www.kks.kirov.ru/perepis/bpn2002k/34c1.htm
- ? Атаманов М.Г. — этнограф, запись 1971 г.
- ? А.И.Вештомов, этнограф, работы по истории Вятки 1807 — 1808 годов.
- ? по Л. Н. Макаровой, 1984 год
- ? в том числе А. А. Спицын, А. С. Верещагин, П. Н. Луппов
- ? «Слово о погибели Русской земли» (1238—1246 года)
- ? К.Буга, Я.Эвдзелин, К.Мюленбах
- ? «Мальчик из Уржума». А.Г.Голубева. Гос.Изд.Дет.Литературы Мин.Просв. РСФСР, 1959.
- ? предположительно, 1387—1392 год, по М. Н. Тихомирову
- ? http://www.andreyponomarev.ru/acts/doklad_gdrf.pdf
- ? http://www.nabludatel.ru/numers/2008/8/4.htm
- ? в это кол-во не входят женщины, т.к. их вплоть до XIX века не засчитывали за отдельные души.
- ? http://artgallery.kirov.ru/vasnecov.html
- ? по материалам Вятской учёной архивной комиссии, 1925 год.
- ? Семь холмов над рекой. А.Лиханов, Д.Герман. Изд."Планета", 1976 год.
- ? Хроники событий города Кирова. С.П. Кокурина, 1990 год, по ЭЗВ. Том 1. Города.
[править] Источники
- Энциклопедия Земли Вятской / отв. А.Зорин. — ГИПП «Вятка», 1994. — Т. 1 - Города. — 448 с. — 30000 экз. — ISBN 5-86645-004-6
- Энциклопедия Земли Вятской / отв. В.Ситников. — ГИПП «Вятка», 1995. — Т. 4 - История. — 529 с. — 20000 экз. — ISBN 5-86645-010-0
- Энциклопедия Земли Вятской / отв. В.Ситников. — ГИПП «Вятка», 1996. — Т. 5 - Архитектура. — 385 с. — 15000 экз. — ISBN 5-86645-012-7
- Энциклопедия Земли Вятской / отв. В.Ситников. — ГИПП «Вятка», 2000. — Т. 10 - Ремёсла. — 593 с. — 11500 экз. — ISBN 5-85271-041-5
- www.nashavyatka.ru — большой источник структурированной информации о Вятском крае, созданный на основе ЭЗВ.
- r43.ru — источник, описывающий духовную жизнь Вятки.
- http://skygrad.narod.ru/texts.htm современная работа "История страны Вятской"
[править] Ссылки
- Официальный сайт администрации города Кирова
- Администрация Правительства Кировской области
- Интерактивная карта Кирова с детализацией до дома
- История города и вятской земли
- История герба города
- Афиша Кирова. Информационный портал.
- Информационный портал города Кирова
![]() |
||